новостной
Выставка якутских метамодернистов: чистота, пустота, естественность, необъяснимость и глубина.

Выставка якутских метамодернистов: чистота, пустота, естественность, необъяснимость и глубина.

22 марта 2017

17 марта 2017 года в Якутске на одной из самых неожиданных, интригующих и загадочных выставочных площадок города, в пространстве Молодежного культурного центра Римско–католической церкви открылся групповой междисциплинарный выставочный проект художницы Устиньи Догордуровой.

По словам организаторов, проект призван объединить современных якутских авторов — представителей разных поколений и творческих направлений в едином концептуальном поле, созданном на основе принципов метамодернизма. Тема выставки охватывает сложный комплекс философских и психологический понятий, связанных с чувствами и эмоциями человека. И, как утверждают организаторы, ключевой составляющей концепции проекта является искренность высказывания автора, то, насколько оно личностно и непосредственно связано с глубинными процессами чувственного восприятия мира.

В проекте принимают участие авторы, работающие в контексте актуального искусства и использующие в своем творчестве исследовательский подход: Устиния Догордурова, Вера Петрова (живопись), Катя Егорова (художественная фото, видео-арт), Надежда Иванова (инсталляция), Сардаана Иванова (графика), Антонина Шадрина (живопись), Лера Попова (художественная фотография), Тамара Тайшина (видео-арт), Ольга Заводская (графика), Александра Неустроева (живопись). На выставке представлены произведения разных лет, созданные в различных направлениях.

 

Для справки:

Метамодернизм (англ. Metamodernism) — понятие, отражающее изменения и состояние культуры с начала 1990-х годов до настоящего времени и пришедшее на смену понятию постмодернизм. Термин ввели в 2010 году голландские ученые и философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер в своем эссе "Заметки о метамодернизме" (Notes on Metamodernism), которое впоследствии было опубликовано на сайте основанного ими одноименного проекта. Использование приставки «мета» берет свое происхождение из платоновского термина metaxis, описывающего колебание и одновременность между двумя абсолютно противоположными понятиями.

 

В результате множественных кризисов последних двух десятилетий (изменений климата, финансовых спадов, а также обострений глобальных конфликтов) мы стали свидетелями возникновения явного и общего желания к изменениям, к тому, что преждевременно было провозглашено «Концом истории». Изменились наши представления о мире – он теперь видится неупорядоченным, непредсказуемым, ненадежным – всё это заставило человека искать новые формы поведения в нем. Ирония нас уже не пугает, мы непротиворечиво соединяем её с поисками новой искренности в искусстве, философии и, как маятник, качаемся от модернистской установки к постмодернистской. 

Идеи отрицания смыслов всего сущего, а также тенденция к разрушению постепенно начали утрачивать свою популярность и перестали вызывать интерес среди художников и потребителей искусства. Если постмодернизм возникает в середине 60-х годов прошлого столетия как антитеза пафосному и пропитанному одухотворённостью модернизму, то эпоха метамодернизма строится на сочетании этих противоречащих концепций, чем и объясняется характерный для него принцип маятника. Поэтому новое искусство оставляет в себе склонность к цитированию и одновременно – созданию чего-то принципиально нового, ироничность здесь перекликается с романтическим настроением.

Метамодернизм предлагает воспринимать художника как целостную личность, акцентируя внимание именно на его творчестве, и минуя заключение его выражений в рамки того или иного стереотипа. Метамодернизм проявляется в разнообразных моделях мышления, практиках, формах искусства, техниках и жанрах. Стилистика метамодернизма — чистота, пустота, ирреальность, естественность и сверхъестественность, необъяснимость и глубина.

Нам удалось побеседовать с Устиньей Догордуровой, куратором выставки, и задать ей несколько вопросов:

Вы куратор этой выставки, но в первую очередь, вы автор работ, представленных здесь. Как давно вы пишите картины и занимаетесь творчеством в целом?

— Творчеством, в целом, я занимаюсь со школы. Картины пишу с недавних времен. Сейчас для меня это уже как необходимый процесс, который должен протекать параллельно со всей моей деятельностью.

 А как давно вы работаете именно в этом направлении?

— В кураторстве это мой первый опыт. Мой первый проект, в котором хотелось создать другое выставочное пространство. 

Мне помогала мой сокуратор проекта — Елена Васильева. 

О чём ваше искусство? Об идеалах и возвышенном, или в большей степени, о социальном и современном?

— Идея выставочного проекта «В открытом небе» состоит в том, чтобы создать эмоционально открытую среду, в которой участники выставки говорили откровенно, о самом заветном — о чувствах, о каких — либо вещах, беспокоящих их в данный момент. Предоставить публике возможность, через чувства понять художника, вступив с ним в "вербальный диалог".

 А как вы относитесь к классическому искусству? Видите — ли в нём параллели или пересечения со своим?

— К классическому искусству я отношусь с уважением и трепетом. Классическое искусство – вечно, оно в основе современного искусства.

Как вы думаете, варианты подачи изменились, а ценности остались теми же? Или со временем искусство изменилось абсолютно и полностью?

— Ценности остались теми же. Подача изменилась в плане появления высокоскоростного интернета, т.е. изменилось взаимодействие со зрителем.

Какие, на ваш взгляд, негативные стороны современного общества в целом, а какие позитивные?

— Мне сложно говорить о самом понятии "современного общества", не имея в виду конкретных людей, а также о негативных и позитивных его сторонах в целом. Я считаю, что у всего есть две стороны.

Можно заметить, что современный художник – сам себе и менеджер, и пиарщик, и модель, и куратор. Как вы к такому «объединению» относитесь?

— Я надеюсь, что это временно.

Расскажите, пожалуйста, про планы на будущее, мечты, желания. Чего хотелось бы в ближайшее время, а чего — в перспективе?

— Я планирую работать дальше, создавая новые проекты, более узкого направления. Мечтаю о появлении в городе галереи современного искусства, где были бы созданы все условия для творческого развития.

Последний вопрос, по традиции, философский. Что такое искусство в принципе, современное искусство в частности, и зачем оно миру?

— Искусство "обогащает наше восприятие пространства, показывая нам вещи, каких никогда до сих пор мы не видели и никогда без него не увидели бы; оно обогащает наш пространственный опыт, ибо оно может..." Е.В. Жаринов, который говорил о кино, но кино — это тоже искусство и поэтому я с ним полностью согласна.

Выставочный проект будет работать для всех посетителей до 26 марта 2017 года в Молодежном культурном центре Римско-католической церкви (ул. Курашова, 34).

Вход свободный.

 

Кристина Ясинская, hotu.su

 

 

 

 

 

585

Приложение хоту

Лучший отзыв
Аноним
23 марта 2017 в 00:08
0
В подельник выставка работала, вы наверно ходили не туда. Это здание находится за церковью, в молодежном центре. Курашова 34
Отзывы (2)

Аноним
22 марта 2017 в 18:11
0
Я ходила в понедельник, но все было закрыто. Костел.
А где проходит выставка?

Аноним
23 марта 2017 в 00:08
0
В подельник выставка работала, вы наверно ходили не туда. Это здание находится за церковью, в молодежном центре. Курашова 34