информационное агентство
05:35:44
Пятница, 3 февраля
версия для печати
Аналитика
10 января 2023 10:54  

Новороссия: основание, становление, развитие. Николаев

andcvet.narod.ru

10 января /ИА «HOTU.SU»/ Международный институт стратегических исследований «Вектор» (МИСИ «Vector») продолжает серию публикаций о городах Новороссии. Тезисно представляются исторические факты, связанные с образованием и развитием таких городов, как Днепропетровск (Екатеринослав), Херсон, Николаев, Запорожье, Одесса, Донецк (Юзовка), Луганск, Мариуполь, Харьков, Симферополь, Севастополь и ряд других.

Новороссия – исторические земли России, интенсивное освоение которых начато после русско-турецких войн XVIII столетия. До этого они назывались Диким полем. Освоение Дикого поля было великим национальным проектом Российской империи, который лично инициировали Императрица Екатерина II и выдающийся государственный деятель Григорий Потемкин. В последующем на территориях Новороссийского края успешно строились города, развивалась экономика, передовая наука, культура и образование.

Данные об освоении Новороссии уже неоднократно публиковались, однако, как говорил в свое время еще Аристотель: «Даже известное известно немногим».

В представляемом материале речь идет о Николаеве.

21 июля 1788 года по приказу генерал-губернатора Новороссийского края Г.А. Потемкина в устье реки Ингул была заложена казенная судостроительная верфь. Спустя год он же издал приказ именовать вновь возводимую верфь на Ингуле и поселение вокруг него городом Николаевым в честь взятия русскими войсками турецкой крепости Очаков 6 декабря 1788 года, что приходилось на День святого Николая. Святой Николай по народному поверью считается покровителем моряков. Город Николаев возник вследствие необходимости строительства боевых кораблей для быстро развивающегося Черноморского Флота.

В 1790 году население Николаева составляло около 10 тысяч человек, главным образом это солдаты гренадерского полка, матросы гребной флотилии. В последующем основная часть населения была переселена из центральной части России из числа выкупленных крепостных крестьян, которые привлекались для работы на судостроительных предприятиях.

Историю становления и развития города, как и других Новороссийских городов, можно разделить на три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

Первый этап – досоветский, характеризуется следующим:

- на юге страны были созданы военные судостроительные заводы, на которых началось сооружение крупнейших российских кораблей. Уже в августе 1790 года состоялся спуск на воду первого корабля верфи – 44-пушечного фрегата «Святой Николай». Вслед за этим были построены фрегаты «Григорий Великой Армении», «Легкий», а в 1794 году завершено строительство флагманского корабля «Святой Павел», который имел на вооружении 90 пушек. Николаев становится основной судостроительной базой Черноморского Флота;
- вся хозяйственная жизнь города была подчинена интересам флота. Говоря современным языком, вокруг города был создан военный «судостроительный кластер» со всем необходимым для производства кораблей и соответствующей организацией жизнедеятельности населения;
- после Крымской войны середины XIХ века, согласно Парижскому мирному договору 1856 года, России запрещалось содержать на Черном море военный флот, создавать на черноморских берегах военно-морские базы. В связи с этим в Николаеве было ликвидировано управление главного командира Черноморского Флота;
- расформирование Черноморского Флота оказалось для Николаева настоящим бедствием. Однако постепенно на верфях города было начато строительство гражданских кораблей. С 1862 года здесь работал торговый порт, открытый для иностранных судов. Развитие экономики города ускорилось с построением в 1863 году Харьковско-Николаевской железной дороги;
- после отмены в 1871 году ограничительных статей Парижского договора в Николаеве снова развернулось строительство военных кораблей, началось сооружение броненосцев, миноносцев, других кораблей и вспомогательных судов. В 1883 году был заложен, а 10 мая 1886 года спущен на воду первый, построенный для Черноморского Флота на Адмиралтейской верфи в Николаеве, эскадренный броненосец «Екатерина II»;
- в 1900 году штаб Черноморского Флота перевели из Николаева в Севастополь. Вслед за этим в городе интенсивное развитие получают другие отрасли производства. Но главным по-прежнему оставалось военное судостроение;
- обращает на себя внимание, в том числе, и тот факт, что изначально Николаев развивался как город высокой русской культуры и образования. Именно здесь прошло формирование, детство и юность выдающегося русского ученого, составителя «Толкового Словаря русского языка» Владимира Даля и многих других деятелей науки и культуры России. В 1902 году в Николаеве родился и крупнейший еврейский деятель ХХ столетия Менахем Шнеерсон.

К началу ХХ века, до первой мировой войны, Николаев сложился как один из судостроительных и промышленных центров России, международный порт. Здесь проживали преимущественно великороссы, а также многочисленные военнослужащие российской армии и флота.

Второй этап развития Николаева – советский, характеризовался следующими особенностями:

- город продолжал развиваться как судостроительный центр страны. Крупнейшим его предприятием являлся «Наваль», в 1968 году переименованный в «Черноморский судостроительный завод». Если в 1923 году на нем работало 3 тысячи человек, то спустя два года – 7 тысяч 600. В последующем на судостроительных заводах города работали десятки тысяч рабочих;
- особо интенсивное развитие город получил после Великой Отечественной войны. Предприятия города многократно увеличили производство. Именно в Николаеве были построены первые советские авианесущие крейсеры, научно-исследовательские корабли типа «Сергей Королев» и многие другие всемирно известные суда. Общепризнанным являлось то, что судостроительные заводы Николаева и их инфраструктура стали крупнейшими центрами мирового судостроения;
- наряду с судостроением в городе бурными темпами было начато освоение других видов промышленного производства. Предприятия Николаева стали выполнять заказы не только флота, но и Днепростроя, Магнитостроя, Беломорстроя, Запорожстали, Азовстали, Харьковского тракторного завода и других строек страны;
- в советский период в городе были также построены многие предприятия машиностроения и металлообработки, электротехнической, электронной промышленности. Одним из крупнейших предприятий города стал «Николаевский глиноземный завод», который производил глинозем – сырье для производства алюминия;
- Николаев до 1991 года развивался и как город высокого уровня науки, культуры и образования. Это был преимущественно русскоязычный город. Так, по переписи 2001 года русский язык родным назвали 58% горожан, а русскоговорящим являлось фактически все население.

Третий – постсоветский этап развития города Николаева. Последние тридцать лет развития города можно назвать как этап постепенной деградации, что проявилось в следующем:

- военное кораблестроение имело устойчивую тенденцию к сворачиванию и привело к потере городом изначальной своей специфики;
- несудостроительные виды промышленного производства также сократились в среднем почти в два раза;
- за все годы развития города в составе независимой Украины смертность населения, как правило, превышала рождаемость. Население города за последние три десятилетия существенно сократилась. Средняя продолжительность жизни людей уменьшилась на 10-15 лет;
- в развитии города Николаева после 1991 года отчетливо наблюдались попытки изменения культурно-цивилизационного кода местного населения путем принудительной «украинизации» и «вестернизации»;
- как и в других городах Новороссии наука, культура и образование деградируют;
- фактом является и то, что из Николаева началась интенсивная миграция населения. Основная часть мигрантов направлялась в Россию, значительная часть – в другие страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время тысячи выходцев из Николаева проживают в Москве, Санкт-Петербурге и других, преимущественно крупных промышленных городах Российской Федерации;
- следует специально отметить, что общественное мнение местного населения было ориентировано преимущественно на развитие тесных взаимосвязей с Россией и другими странами СНГ. Об этом свидетельствуют прошедшие за последние десятилетия референдумы, различного рода опросы и предпочтения избирателей на выборах;
- как и в других городах Новороссии, в Николаеве и Николаевской области существенную роль в духовной идентификации местного населения играла Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Начиная с 2014 года, Церковь подвергается «репрессиям».

В настоящее время Николаев как город российских и советских корабелов фактически превращен в один из провинциальных городов Украины, с каждым годом нищета и деградация которого становятся все более впечатляющими.


ИА «HOTU.SU»

Комментарии: 0

Размещая комментарий на этом ресурсе, Вы соглашаетесь с правилами форума. Проявление неуважительного отношения к участникам форума, высказывания оскорблений личного или общего характера в адрес участников форума, публикация текстов, определяемых как разжигающие расовую, национальную, религиозную, социальную рознь запрещены.

Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин, в случае, если Администрация форума сочтёт это необходимым. Если Вы не согласны с правилами форума – рекомендуем Вам не размещать комментарии на нашем ресурсе.

Если вы впервые решили написать комментарий, введенные имя пользователя и пароль будут закреплены за вами.