информационное агентство
03:32:27
Понедельник, 9 декабря
версия для печати
Аналитика
29 августа 2024 15:11  

Татьяна Хриенко об основных принципах реформирования образования в России

© ИА «HOTU.SU»

29 августа /ИА «HOTU.SU»/ С наступлением осени традиционно актуализируются вопросы, связанные с образованием и воспитанием молодежи. Проблемы образования фактически идентичны для всех регионов России, как для Урала, Дальнего Востока, Центральной полосы, Крыма, так и других. В нынешнем году они приобретают особый смысл, поскольку в России «набирает свои обороты» долгожданная модернизация всего образовательного процесса.

В данной связи ИП «Вести Урала» обратился к доктору социологических наук, профессору кафедры политических наук и международных отношений КФУ им. В.И. Вернадского, специалисту в области юнологии Хриенко Татьяне Викторовне с просьбой рассказать, на каких принципах наиболее целесообразно реформировать современное образование в Российской Федерации с точки зрения отечественных традиций и ценностей.

Ниже представлено обоснование основополагающих принципов, на которых прежде всего следует осуществлять модернизацию российской образовательной системы в целом.

Многонациональная и огромная по территориальному и региональному разнообразию Россия, безусловно, в реформировании образования требует, прежде всего, учёта местной специфики. В то же время действительно имеются общие принципы, на которых строится общегосударственная система образования и которые применимы для всех регионов страны.

Обобщая теорию и практику модернизации образования в современной России, следует, прежде всего, обратить внимание преимущественно на два методологических подхода: либерально-демократический и подход, основанный на традиционных ценностях.

Представители либерально-демократического направления предлагают развивать образовательную систему на основе принципов неолиберализма, рассматривая образование в контексте предоставления рыночных услуг. В своё время был принят Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. В настоящее время многие положения Закона подвергаются критике, как в экспертном сообществе, так и среди значительной части населения страны.

Второй подход к модернизации образования в России связан с возвращением к так называемым «традиционным ценностям», включая использование лучших отечественных и зарубежных достижений, а также региональную самобытность многочисленных народов России. Анализ имеющейся литературы, особенно в последнее время, показывает, что такой подход получает всё более широкое распространение.

Рассматривая теоретические и практические вопросы модернизации образовательного процесса, целесообразно их реализовывать на классических, исторически апробированных принципах. Среди них, на наш взгляд, ключевыми являются следующие.

Прежде всего, принцип всеобщности образования. Следует признать тот факт, что в условиях, когда наука всё более становится главной производительной силой современного общества, когда уровень и значение производительных сил возрастают быстрыми темпами, образование и образованность объективно должны стать общенародными. Об этом в своё время говорил ещё К.Д. Ушинский и многие другие представители научного сообщества. Вполне вероятно, что чем выше уровень образования населения той или иной страны, тем эффективнее её развитие.

Второе. Не менее важным является и то, что необходимо определиться в вопросе: образование – это «рыночная услуга» или это «процесс управления социализацией», становлением и формированием личности? Не умаляя значимости и важности предоставляемых «образовательных услуг», в специфике нашей страны вопросы, связанные с управлением процессами становления и развития человеческой личности, атрибутивно были первостепенными. В России образование всегда рассматривалось как диалектическая взаимообусловленность получения знаний и воспитания. Вероятно, такой принцип или подход следует считать как общеметодологический и в настоящее время.

Третье. Системность в организации и управлении процессом образования. На это следует обратит особое внимание. Организация образовательного процесса, начиная с раннего детского возраста в семье, дошкольном учебном заведении, в школе, а в последующем и в вузе должна быть взаимосвязана. Так же как нельзя остановить процесс социализации человека, который фактически осуществляется на протяжении всей его жизни, так и образовательный процесс должен быть непрерывным, органически увязанным с социализацией и развитием общества в целом. Алгоритм государственного управления образованием, вероятно, должен охватывать такие процессы, не отрывая их друг от друга, учитывая при этом специфические особенности возраста и другие факторы социальной детерминации. Следует признать, что принципу системности уделяется всё больше внимания, и это вполне оправдано.

Четвёртое. Формирование образовательного процесса на принципах традиционных ценностей. В данном контексте в условиях России накоплен огромный потенциал. Традиционные ценности, и прежде всего духовно-нравственного содержания, необходимо знать и всегда использовать в практике реальных социальных взаимоотношений. Особая роль здесь принадлежит гуманитарному знанию. На таком принципе строились первые российские университеты, и даже первичный уровень образования, включая в своё время церковно-приходские школы. Классическое российское и советское образование базировалось на трёх взаимосвязанных сегментах знания – гуманитарном, общетеоретическом и специально профессиональном. Такой подход целесообразно сохранить и в современных условиях. Традиционные отечественные достижения и ценности увязывают воспитание и обучение, создают предпосылки внесения в систему образования элементов гуманизма, патриотизма, духовности, гражданственности.

Пятое. Не менее важным является вопрос о том, «что следует изучать»? Важнейшим принципом отечественного образования, вероятно, должны стать наиболее прогрессивные и передовые в мировом измерении знания и традиции. Этот принцип в реформировании отечественной системы образования имеет глубокие исторические корни. Так, в своё время по просьбе императрицы Екатерины II великий французский философ-энциклопедист Р. Дидро создал одну из самых передовых образовательных систем XVIII века именно для Российской Империи. В основе её лежало соединение традиционных российских ценностей с международными прогрессивными достижениями. Эта концепция изложена в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства». В последующем передовые умы в России также на необходимость качественного поднятия образовательного уровня населения обращали особое внимание. Это относится к Л.Н. Толстому, А.В.Луначарскому, Ш. Амонашвили, Л. Выготскому и многим другим. В концепции «культурной революции» в 30-е годы прошлого столетия были заложены идеи выхода страны именно на мировой уровень образования и образованности. Практика подтвердила, что это был правильный путь.

Шестое. Дидактический принцип. Этот принцип определяет методологию того, «как необходимо обучать». Дидактика научно обосновывает содержание образования, изучает и обеспечивает реализацию закономерностей, принципов, методов, форм обучения и воспитания. Вероятно, не совсем правильным является то, что «дидактика» не отнесена к основным понятиям, используемым в действующем Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Разнообразные дидактические приёмы содержатся в учениях А.В. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и многих других педагогов. В развитии дидактики в нашей стране накоплен огромный опыт. При этом обращается внимание на то, что построение дидактической системы в отечественном образовании всегда было увязано с воспитательным процессом на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Седьмое. Принцип доступности образования. Этот принцип имеет необычайно важное значение и специально закреплен в Конституции РФ. Общее качественное образование должно быть доступно всем. Высший, университетский уровень – для имеющих способности его получать, а в последующем практически реализовывать в жизнь. Доступность предполагает создание максимальных условий, чтобы все категории обучающихся имели возможности реализовывать своё конституционное право. Процесс доступности объективно охватывает и систему педагогической подготовки, работу профессиональных педагогов, профессорско-преподавательского состава и всего того, что главным образом содействует становлению и развитию человеческой личности. Именно в системе образования закладываются основы будущего развития страны и, вероятно, такие основы должны быть максимально защищены соответствующей государственной политикой.

Таким образом, модернизацию образования в России целесообразно проводить на исторически оправдавших себя принципах развития, с учётом традиционных ценностей и достижений, а также путём создания объективных условий для их реализации на практике.


ИА «HOTU.SU»

Комментарии: 0

Размещая комментарий на этом ресурсе, Вы соглашаетесь с правилами форума. Проявление неуважительного отношения к участникам форума, высказывания оскорблений личного или общего характера в адрес участников форума, публикация текстов, определяемых как разжигающие расовую, национальную, религиозную, социальную рознь запрещены.

Любое сообщение может быть удалено без объяснения причин, в случае, если Администрация форума сочтёт это необходимым. Если Вы не согласны с правилами форума – рекомендуем Вам не размещать комментарии на нашем ресурсе.

Если вы впервые решили написать комментарий, введенные имя пользователя и пароль будут закреплены за вами.