новостной
Музей, как культурное наследие

Музей, как культурное наследие

10 февраля 2017

   В наши дни, музей, не что иное, как культурная форма, средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации. За более чем два тысячелетия существования музея как социального института изменилось его понимание и использование. Однако основное его общественное назначение не изменилось и, видимо, останется определяющим в будущем — это сохранять и делиться с нами главными ценностями и достижениями прошлого. 
  С вышеизложенных слов хотелось бы начать серию статей — рассказов о культурном наследии нашего города и республики в целом. 


  Особую роль в современном культурном пространстве нашей республики занимает Галерея зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева, которая является филиалом национального художественного музея Якутии. 

  27 января 1946 года на основе картинного зала был создан самостоятельный музей — Якутский республиканский музей изобразительных искусств. Музей возглавил художник Вячеслав Алексеевич Кандинский. В 1962 году открылся филиал Якутского республиканского музея изобразительных искусств «Коллекция профессора М.Ф. Габышева», в 1970 году переименованный в Музей западноевропейского искусства, а в 1995 г. в «Галерею зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева». С 2007 года постоянная экспозиция "зарубежного искусства XVI-XX вв." размещена в здании Якутского уездного Казначейства – памятнике архитектуры начала ХХ века. 

  Основой собрания музея стала богатейшая коллекция профессора Габышева, которая включает в себя более 250 картин зарубежных мастеров. На сегодняшний день музейный фонд cодержит все виды и жанры западноевропейского изобразительного искусства. Ценность собрания возросла благодаря атрибуции ряда работ научными сотрудниками Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва).  


  В собрании представлены произведения живописи и графики мастеров ХVI-ХIХ веков, а также предметы прикладного искусства из Италии, Франции, Голландии, Нидерландов и Испании, Англии, Германии, Швейцарии и Польши. Искусство народов Востока представлено свитками Ци-Бай-Ши, творчеством Хокусая, японскими нецкэ, окимоно и фарфором, мелкой пластикой, росписью по шелку и перегородчатыми эмалями, резьбой по дереву Китая, Тибета, Японии, живописью Монголии.
  В коллекции самыми ранними являются две живописные доски ХVI века: «Сон Венеры» нидерландского мастера и «Мадонна с колодцем» неизвестного итальянского художника. 
  Один из ценных разделов музейного фонда — венецианская живопись. Картина «Святая Цецилия» (покровительница музыки) в собрании Габышева считалась работой Доменикино. На самом деле она принадлежит кисти Никколо Реньери, фламандца по происхождению, и характеризует поздний венецианский период его творчества, отмеченный тяготением к академизму. Полотно выполнено между 1650-1660 годами. 


  С иными гранями венецианской живописи знакомит эффектное декоративное полотно, где изображен широко распространенный мифологический сюжет «Диана и Каллисто», восходящий к «Метаморфозам» Овидия. Работа выполнена неизвестным художником второй половины XVII века. 
  Художники рубежа XVII-XVIII века увлекались иносказанием, обращались не столько к чувствам, сколько к просвещенности зрителя. Такого плана живопись представляет картина Джованни Баттиста Питтони «Кронос открывает Истину», где скрыт аллегорический подтекст: «В познании истины нужны время и знания» — крылатый старик и песочные часы в руках путти олицетворяют Время (Кронос), в образе женщины представлена Истина, раскрытые книги обозначают знания. Картина выполнена между 1715-1725 годами и является ранним произведением мастера.
  Произведения мастеров XVI-XIX века привлекают внимание разнообразием тем и творческих решений. Среди них – «Натюрморт с глиняным кувшином и битой дичью» Александра Адриансена (1587-1661), «Пейзаж с речкой» Фредерико де Мушерона (1633-1686), «Натюрморт с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» (первая четверть XVII века) круга Караваджо, «Обращение блудного сына» венецианского мастера XVII века, «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду (1767-1840), «Пейзаж с рыболовами» круга Франсуа Буше (Лепренс?), «Вид Таллина» Карла Кюгельгена (1772-1831) и другие. Картины принадлежат кисти тех художников, которые не будучи ведущими живописцами отразили в своем творчестве различные тенденции развития искусства своего времени. 


  Раздел графики состоит в основном из печатной гравюры, где имеются оттиски с досок Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло и мастеров других европейских школ. Интерес представляют рисунки, из которых «Крещение» североитальянского художника конца ХVI века, «Песнь царя Соломона» итальянского мастера XVII века, «Развалины в Римской Кампанье» голландского художника А.Бегейна (1637-1697), «Отдых на пути в Египет» монограммиста «L», выполнены сепией.

  В наши дни галерея зарубежного искусства является одним из излюбленных культурных пространств горожан и гостей столицы, в стенах которого организовывается множество различных мероприятий, служащих для интересного времяпрепровождения в Якутске. Это открытое пространство, на базе которого круглый год проводятся выставки. Здесь вы сможете не только получить новые, яркие впечатления, но и познакомиться с культурной жизнью нашего города.
  В последнее время деятельность музея приобретает международный характер. Этому процессу способствуют активная позиция музея в развитии различных зарубежных контактов.  Национальный художественный музей РС (Я) является членом ИКОМ России, Союза музеев России, Ассоциации музейных работников.

Кристина Ясинская, hotu.su

3545

Приложение хоту

Отзывы (0)
Хоту
Нет отзывов. Ваш будет первым!